При поддержке:

Клод Давид, Франц Кафка

глава 20

Библиографические заметки

<< глава 19, Дора



Критическая литература о Кафке столь велика, что приходится ограничиться наиболее значительными работами.

Биография

Долгое время с жизнью Кафки можно было познакомиться лишь по фундаментальному произведению Макса Брода: Мах Brod. Franz Kafka. Fine Biographic. Prague, 1937. — 2-е изд. в Нью-Йорке в 1947. Французский перевод: Franz Kafka. Souvenirs et dokuments. — Paris, 1945, многократно переиздававшийся.

Вместе с тем следует сказать, что многие утверждения Макса Брода о жизни и творчестве Кафки часто оспаривались.

Значительно позже появилась работа:

Klaus Wagenbach. Franz Kafka. Erne Biographic seiner Judend, 1883 — 1912. — Bern, 1959. Французский перевод: Kafka. — Paris, 1983.

Работа К. Вагенбаха, которой часто не хватает убедительности, пытается представить Кафку, тяготеющим к анархизму и к политической активности.

Затем появилась книга:

Hartmut Binder. Kafka-Handbuch. — Stuttgart, 1979. — Первый том этого произведения излагает в форме хроники все события жизни Кафки, его встречи, прочитанные книги и т. п.

Далее появляется биография Кафки, принадлежащая перу американского исследователя Эрнста Поуэла. Она переведена на французский язык под названием «Франц Кафка, или кошмар разума». В работе отдается предпочтение описаниям социологических условий, в которых протекала жизнь Кафки, и уделяется мало внимания генезису творчества.

Критическая литература

Первые работы о творчестве Кафки вышли из узкого круга его друзей. Это:

Мах Brod. Verzweiflung und Eriosung im Werk F. Kafkas.-Francfort-sur-le-Main, 1959.

И того же автора:

Franz Kafkas Glauben und Lehre. — Winterhur, 1948, в приложении к которой дан очерк Феликса Вельча «Religioser Humor bei Franz Kafka».

В течение долгого времени изучение творчества Кафки представляло собой аллегорическое фантазирование, редко обоснованное и еще реже убедительное. Затем увидели свет первые обобщающие исследования, неожиданно предложившие новое видение писателя. Тремя основными работами, в хронологическом порядке, явились:

Wilhelm Emrich. Franz Kafka. — Bonn, 1958. Исследование философского характера, недостатки и ошибки которого сегодня часто бросаются в глаза.

Heinz Politzer. Franz Kafka. Parable and Paradox. — ComeU University Press, 1962, переведенная на немецкий под названием «Franz Kafka der Kunstler». — Francfort-sur-le-Main, 1965. Как видно из названия, в работе речь в основном идет о Кафке как писателе.

Walter H. Sokel. Franz Kafka. Tragikund Ironie. — Munich-Vienne, 1964. Автор преимущественное внимание уделяет психологическим аспектам творчества писателя.

Эти работы несколько отодвинули на задний план все, что появилось раньше. Огромную пользу, однако, можно еще извлечь из следующих работ:

Theodor Adomo. Fufzeichnungen zu Kafka, in Prismen. Kultur-kritik und Gesellschaft. — Vol. II. — Beriin, Francajrt-sur-le-Main, 1955.

Gunther Anders. Franz Kafka. Pro et Contra. — Munich, 1951.

Walter Benjamin. Franz Kafka. Zur 10. Wiederkehr seines Tod-estages, in Schriften. — Vol. II. — Francfort-sur-le-Main, 1955.

Назовем также сборник фундаментальных исследований:

Franz Kafka. Themen und Probleme, hg. Claude David. — Gottingen, 1978.

Полезно обратиться к двум очень давним французким исследованиям:

Claude-Edmonde Magny «Kafka ou 1'ecriture de 1'absurde» и «Pro-ces en canonisation» в «Les Sandales d'Empedocle», Neuchatel, 1945.

Однако лучшими работами о Кафке остаются работы Мориса Бланшо, собранные сегодня в книге:

Maurice Blanchot. De Kafka a Kafka. — Paris, 1981.

Нельзя не упомянуть различные публикации Марты Робер: Marthe Robert. Kafka, 1960 — в серии «La Bibliotheque ideale»; Seui сотте Franz Kafka. — Paris, 1979; так же, как посвященную преимущественно «Замку» публикацию: L Ancien et le Nouvean. De Don Quichotte a Kafka. — Paris. 1963.

Тем более нельзя не упомянуть:

Gilles Deleuze et Felix Guattari. Kafka. Pour une litterature mineure. — Paris, 1975.

Подробный анализ всех текстов Кафки, осуществленный автором данной биографии, представлен в четырех томах издания «Плеяды», Париж, 1976 — 1989.

<< глава 19, Дора глава 21, >>